Механизм реализации принадлежащей должнику доли в уставном капитале хозяйственного общества: позиция Верховного Суда.
Доля в уставном капитале – это имущество. А, как мы помним, все имущество гражданина, за редкими исключениями, имеющееся на дату принятия решения арбитражного суда о признании такого гражданина банкротом (а также выявленное и приобретенное после такого решения), составляет конкурсную массу.
Из-за чрезвычайно запутанного механизма реализации принадлежащих должникам долей в хозяйственных обществах (управляющий должен руководствоваться не только Законом о банкротстве, но и учитывать общие нормы ГК РФ, а также не забывать про нормы Закона об ООО, которые являются специальными по отношению к общим положениям ГК), набивали шишки не только арбитражные управляющие, но и суды, которым до недавних пор было неясно, каким образом можно обеспечить механизм преимущественного права не обидев ни кредиторов, ни добросовестных участников общества, да и про права должника не забыть.
Привести судебную практику к единству призвано Определение Верховного суда РФ от 23.07.2024 г. № 309-ЭС20-7486 (6), разъясняющее механизм реализации принадлежащей должнику доли в уставном капитале хозяйственных обществ.
Итак, как указывает ВС, перед началом торгов арбитражный управляющий должен уведомить общество о своём намерении обратить взыскание на принадлежащую банкроту долю в уставном капитале такого общества, руководствуясь положениями, предусмотренными 25 статьёй Закона об ООО. После такого уведомления у участников будет три месяца на то, чтобы решить, согласны ли они выплатить в конкурсную массу действительную стоимость доли гражданина-банкрота, или же нет. Если участники решат её выкупить, доля останется у компании.
ВС сообщает, что продажа доли несостоятельного участника общества на торгах может быть осуществлена только тогда, когда в течение трех месяцев с момента уведомления общество, либо же иные его участники не используют право на приобретение этой доли (выплату кредиторам ее действительной стоимости) (п. 3 ст. 25 Закона об ООО).
Следовательно, если по истечении трёх месяцев никакой реакции на уведомление управляющего не последует, последний будет вправе начать публичные торги по продаже принадлежащей должнику доли в уставном капитале. Важно, что в таком случае общее правило о преимущественном праве покупки доли участниками (п. 4 ст. 21 Закона об ООО) при проведении торгов не применяется.
При этом, как указывает Верховный суд, после определения победителя торгов участники общества могут как согласиться с переходом к нему прав и обязанностей участника, так и отказать в этом. Если участники не дадут согласия, доля перейдет к самому обществу, которое будет обязано либо выплатить победителю торгов ее действительную стоимость, либо с согласия победителя выдать ему в натуре имущество такой же стоимости (п. 5 ст. 23 Закона об ООО).
Последнее, по мнению экспертов, может отпугнуть потенциальных покупателей: определение действительной стоимости доли может обернуться длительной и сложной судебной процедурой. Справедливым представляется ситуация, при которой передача доли к компании могла бы «задержаться», и не происходить до того момента, пока её реальная стоимость не будет выплачена победителю торгов.