В МВД просят убрать из УК статьи о преднамеренном и фиктивном банкротстве
В ведомстве объясняют, что на практике данные статьи почти не используются.
Статьи о преднамеренном и фиктивном банкротстве (196 и 197) необходимо исключить из Уголовного кодекса. Такую идею озвучили представители МВД на заседании президиума Общественного совета при министерстве. Отмечается, что вопрос о декриминализации этих статей обсуждался в ведомстве уже не раз.
«Уже неоднократно мы поднимали вопрос о декриминализации ст. 197 УК РФ, потому что реально на практике она почти не используется из-за отсутствия причин и условий для совершения преступления, предусмотренного этой статьей», – заявил на заседании один из руководителей ГУЭБиПК Андрей Семенов (цитата по ТАСС).
В ФНС также согласились, что уголовные дела по ст. 196 трудно возбуждать и расследовать. Так, по словам заместителя начальника управления обеспечения процедур банкротства Анатолия Васильева, в рамках этого состава преступления тяжело установить выгодоприобретателя, что приводит к проблемам с доказательством вины. Также он отмечает, что часто фигуранты таких дел оказываются вовлеченными в гражданские процессы, которые ведутся из-за имущества и активов банкротящейся организации. «До окончания этих процедур невозможно заниматься нормальной работой по уголовному делу», – подчеркнул Васильев.
Основания для реализации такой инициативы действительно есть, считает Владимир Шалаев, юрист компании BMS Law Firm. Он также связывает это с тем, что совершение указанных преступлений как отдельных деяний сложно доказать. «Если преднамеренное или фиктивное банкротство используются для совершения хищения, то как отдельные составы они не выделяются», – рассказал Шалаев «Право.ru».
Также, иногда встречается необоснованное применение этих норм для давления на предпринимателей при банкротстве организаций, подчеркнул эксперт. По его мнению, декриминализация этих статей будет благоприятна и для бизнеса, и для правоохранительных органов.
Бывший старший следователь МВД, а ныне адвокат АБ Торн Фархад Тимошин называет предлагаемое решение «взвешенным и правильным», поскольку ст. 196 и 197 УК «фактически трудно применимы на практике».