Налоговые споры и особенности их рассмотрения в 2021 году

Взаимодействие между налоговыми органами и налогоплательщиками часто сопровождается конфликтными ситуациями, связанными с исчислением, размером, порядком, сроками уплаты налогов и других обязательных платежей. Подобные конфликты называются налоговыми спорами.

Участники налогового спора

Участниками налогового спора выступают две стороны. Его характеризует ключевой признак – с одной стороны в споре всегда принимает участие налоговая служба. Со стороны налогоплательщиков – физические лица и субъекты предпринимательской деятельности – коммерческие организации, их филиалы, подразделения, представительства, а так же индивидуальные предприниматели.

Налоговые споры с физическими лицами

Практика показывает, что большинство налоговых споров с гражданами (физическими лицами) инициируется налоговыми органами после выявления задолженностей, незадекларированных доходов, объектов движимого и недвижимого имущества, подлежащих налогообложению. Эти споры касаются взысканий по обязательным платежам и наложения санкций (штрафов) за налоговые правонарушения.

Налоговые споры с юридическими лицами и ИП

В случае с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями налоговые инспекции обычно инициируют споры по итогам различных контрольных мероприятий. Поскольку на эту категорию налогоплательщиков возложена обязанность самостоятельно рассчитывать и декларировать суммы подлежащих уплате налогов, то в случае выявления, что налог рассчитан неправильно, или иного нарушения законодательства, возникает налоговый спор.

Налоговые споры субъектов предпринимательской деятельности – всегда актуальная проблема

Налоговые органы, в ситуациях, когда отчётности кажутся им сомнительными, в итоге часто принимают решения о привлечении налогоплательщика к ответственности, вне зависимости от того, нарушил он в реальности закон, или нет. В связи с этим предприниматели вынуждены защищать свои права и заниматься урегулированием налоговых споров.

Условно развитие налогового спора компании или ИП можно разбить на три этапа:

Предварительный этап

На этом этапе налоговая инспекция, заподозрившая налогоплательщика в нарушении законодательства, занимается сбором информации, позволяющей получить общую картину его деятельности. Налогоплательщику и его контрагентам направляются запросы на предоставление документов, у банков истребуются выписки по операциям на расчётных счетах. Должностные лица и работники налогоплательщика и его контрагентов могут получать вызовы в налоговую инспекцию на допрос.

После анализа полученной на предварительном этапе информации налоговый орган принимает решение о целесообразности дальнейших мероприятий в отношении налогоплательщика. Если выявляются ошибки, несоответствия или противоречия в предоставленных налогоплательщиком документах, назначается налоговая проверка.

Проведение проверки

На этом этапе налоговый орган проверяет и формально закрепляет полученную информацию о хозяйственных операциях налогоплательщика и формирует позицию относительно размера недоплаты по проверяемым налогам. Этот этап завершается составлением Акта проверки.

Оспаривание результатов проверки

Данный этап начинается с представления налогоплательщиком своих возражений в отношении фактов и выводов, изложенных в Акте проверки. Возражения передаются в налоговый орган в письменном виде с приложением документов, подтверждающих доводы налогоплательщика. Завершается данный этап только после полного урегулирования спора.

Нередко именно этот последний этап и называют налоговым спором. Это мнение ошибочно, поскольку возможность для налогоплательщика отстоять свою позицию в конфликте с налоговым органом в значительной степени зависит от правильного поведения на первых двух этапах.

Условия успешного урегулирования налогового спора

В интересах налогоплательщика разрешить возникший налоговый спор в досудебном порядке. Досудебное рассмотрение спора позволяет урегулировать его быстрее и с меньшими издержками, нежели в суде. Важно и то, что согласно действующему законодательству, обжалуемое решение органа ФНС приостанавливается до окончания процедуры его пересмотра.

Определённая сложность для налогоплательщика заключается в том, что ему необходимо совершить множество юридически значимых действий, каждое из которых требует высокой квалификации, как в области налогового права и бухгалтерского учёта, так и в общих вопросах гражданского и процессуального права.

Только правильное формулирование исходной позиции (почему налогоплательщик не нарушал требования законодательства и правильно исчислил все налоги и сборы), и её защита на всех этапах спора, позволяют рассчитывать на благополучное завершение конфликта и минимизацию его последствий для предприятия и его собственников.

Как мы работаем

  1. Организуем встречу Приглашаем на встречу с адвокатом
  2. Анализируем проблему Определяем стратегию и даём оценку рисков
  3. Заключаем договор Оказываем комплексную защиту бизнеса
  4. Реализуем проект Вы получаете нужный вам результат!

Возможно, вам будет интересно

Мы на связи 24 часа
Ответим на заявку в любое время
Бесплатная консультация
Проконсультируем в нашем офисе или по телефону
Факты о нас
1
11
Лучших юристов в штате
2
> 150
Реализованных проектов
3
> 1,5 миллиарда ₽
Отсудили за время работы
4
93%
Выигранных дел в суде