Налоговые споры и особенности их рассмотрения в 2021 году
Взаимодействие между налоговыми органами и налогоплательщиками часто сопровождается конфликтными ситуациями, связанными с исчислением, размером, порядком, сроками уплаты налогов и других обязательных платежей. Подобные конфликты называются налоговыми спорами.
Участники налогового спора
Участниками налогового спора выступают две стороны. Его характеризует ключевой признак – с одной стороны в споре всегда принимает участие налоговая служба. Со стороны налогоплательщиков – физические лица и субъекты предпринимательской деятельности – коммерческие организации, их филиалы, подразделения, представительства, а так же индивидуальные предприниматели.
Налоговые споры с физическими лицами
Практика показывает, что большинство налоговых споров с гражданами (физическими лицами) инициируется налоговыми органами после выявления задолженностей, незадекларированных доходов, объектов движимого и недвижимого имущества, подлежащих налогообложению. Эти споры касаются взысканий по обязательным платежам и наложения санкций (штрафов) за налоговые правонарушения.
Налоговые споры с юридическими лицами и ИП
В случае с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями налоговые инспекции обычно инициируют споры по итогам различных контрольных мероприятий. Поскольку на эту категорию налогоплательщиков возложена обязанность самостоятельно рассчитывать и декларировать суммы подлежащих уплате налогов, то в случае выявления, что налог рассчитан неправильно, или иного нарушения законодательства, возникает налоговый спор.
Налоговые споры субъектов предпринимательской деятельности – всегда актуальная проблема
Налоговые органы, в ситуациях, когда отчётности кажутся им сомнительными, в итоге часто принимают решения о привлечении налогоплательщика к ответственности, вне зависимости от того, нарушил он в реальности закон, или нет. В связи с этим предприниматели вынуждены защищать свои права и заниматься урегулированием налоговых споров.
Условно развитие налогового спора компании или ИП можно разбить на три этапа:
Предварительный этап
На этом этапе налоговая инспекция, заподозрившая налогоплательщика в нарушении законодательства, занимается сбором информации, позволяющей получить общую картину его деятельности. Налогоплательщику и его контрагентам направляются запросы на предоставление документов, у банков истребуются выписки по операциям на расчётных счетах. Должностные лица и работники налогоплательщика и его контрагентов могут получать вызовы в налоговую инспекцию на допрос.
После анализа полученной на предварительном этапе информации налоговый орган принимает решение о целесообразности дальнейших мероприятий в отношении налогоплательщика. Если выявляются ошибки, несоответствия или противоречия в предоставленных налогоплательщиком документах, назначается налоговая проверка.
Проведение проверки
На этом этапе налоговый орган проверяет и формально закрепляет полученную информацию о хозяйственных операциях налогоплательщика и формирует позицию относительно размера недоплаты по проверяемым налогам. Этот этап завершается составлением Акта проверки.
Оспаривание результатов проверки
Данный этап начинается с представления налогоплательщиком своих возражений в отношении фактов и выводов, изложенных в Акте проверки. Возражения передаются в налоговый орган в письменном виде с приложением документов, подтверждающих доводы налогоплательщика. Завершается данный этап только после полного урегулирования спора.
Нередко именно этот последний этап и называют налоговым спором. Это мнение ошибочно, поскольку возможность для налогоплательщика отстоять свою позицию в конфликте с налоговым органом в значительной степени зависит от правильного поведения на первых двух этапах.
Условия успешного урегулирования налогового спора
В интересах налогоплательщика разрешить возникший налоговый спор в досудебном порядке. Досудебное рассмотрение спора позволяет урегулировать его быстрее и с меньшими издержками, нежели в суде. Важно и то, что согласно действующему законодательству, обжалуемое решение органа ФНС приостанавливается до окончания процедуры его пересмотра.
Определённая сложность для налогоплательщика заключается в том, что ему необходимо совершить множество юридически значимых действий, каждое из которых требует высокой квалификации, как в области налогового права и бухгалтерского учёта, так и в общих вопросах гражданского и процессуального права.
Только правильное формулирование исходной позиции (почему налогоплательщик не нарушал требования законодательства и правильно исчислил все налоги и сборы), и её защита на всех этапах спора, позволяют рассчитывать на благополучное завершение конфликта и минимизацию его последствий для предприятия и его собственников.
Как мы работаем
- Организуем встречу Приглашаем на встречу с адвокатом
- Анализируем проблему Определяем стратегию и даём оценку рисков
- Заключаем договор Оказываем комплексную защиту бизнеса
- Реализуем проект Вы получаете нужный вам результат!