Должны ли родственники отвечать по долгам банкрота? На этот вопрос ответит Экономколлегия ВС РФ.
Экономколлегия определит, возможность перехода на наследников умершего контролирующего лица субсидиарной ответственности. До сих пор суды не распространяли субсидиарную ответственность на живых родственников и наследство умерших контролирующих лиц, но эксперты ожидают резкого изменения практики.
Так, в АС Амурской области было рассмотрено дело № А04-7886/2016. Кредитор в судебном порядке пытался привлечь к субсидиарной ответственности контролирующих лиц Должника ООО «Амурский продукт», в числе которых заместители генерального директора, который погиб в автомобильной аварии. и его наследники. Со всех них Кредитор просил взыскать в конкурсную массу 273,5 млн руб. солидарно (с наследников Шуллера – в пределах наследственной массы).
Первая инстанция к субсидиарной ответственности привлекла только бывшего гендиректора Рябина. Суд указал, что супругу Шуллера, а также двух их детей нельзя привлечь к «субсидиарке», поскольку требования кредиторов неразрывно связаны с личностью бывшего замгендиректора должника. Таким образом, «на его наследников не может быть возложена обязанность по возмещению убытков в порядке субсидиарной ответственности», решила первая инстанция. Её выводы поддержали апелляция и суд округа, добавив, что «субсидиарка» за доведение до банкротства не является деликтной ответственностью.
«РН-Востокнефтепродукт» обратился с жалобой в Верховный суд. В своём заявлении компания указала следующее: «В кассационной жалобе заявитель настаивает на ошибочности подобных выводов, поскольку обязательство Шефера М.А. не относится к числу тесно связанных с его личностью, возникло до открытия наследства и подлежало включению в наследственную массу. Обратный подход лишает кредиторов возможности компенсировать свои имущественные потери, возникшие ввиду умышленного причинения вреда действиями контролирующего должника лица, поскольку прекращает обязанность последнего в момент его смерти».